ТТУ – кто вылечит трамвайно- троллейбусную дисфункцию в Томске?

Как говорится в поговорке – "Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит".

И имя этому волку – ТТУ трамвайно-троллейбусное управление, в ведении которых пассажироперевозки на этих двух видах транспорта. Уже много лет ТТУ служит поводом причитаний городских чиновников, дескать, убыточное предприятие, с устаревшей техникой и малым пассажиропотоком. В предприятие вливаются огромные средства, которые , странным образом, растворяются в воздухе и никак не влияют на качество оказываемых услуг.

Поэтому для Томского ТТУ более актуальна поговорка: «Подайте Христа ради червонец золотой»

Позиция самого ТТУ достаточно проста. Вернее, позиция руководства – сейчас у ТТУ кредитная задолженность на 180 миллионов рублей и «низкий пассажиропоток». Это и стало причиной для очередного запроса о субсидиях.

По словам заммэра Томска, ТТУ, созданное в 1967 году, "переживает сложные времена и терпит убытки". Доля пассажиров, пользующихся трамваями и троллейбусами в Томске, составляет 25%, однако пассажиропоток снижается, в том числе и потому, что электротранспорт не может конкурировать с маршрутками.

В чем причина убыточности ТТУ, если попытаться смотреть объективно?

Сейчас в  МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" (ТТУ) числится на балансе 45 трамваев и 88 троллейбусов. Троллейбусы осуществляют движение по 6ти маршрутам – 1,2,3,4(1 троллейбус на маршруте),6,7. Пятый и восьмой маршруты сократили из-за низкой рентабельности.

Троллейбусы в Томске – это современные монстры Франкенштейна -  ведь денег на ремонт никогда нет, поэтому сломанные троллйбусы идут на запчасти для ремонта собратьев. Обновление подвижного состава – нет, это слишком дорого. Держитесь там, как хотите.

Поэтому мэр и команда решили, что выходом будет заменить троллейбусы на газифицированные автобусы. Решит ли это проблему? Маловероятно. Бессмысленно конкурировать, когда нечем. Сейчас цена на маршрутку составляет 18 рублей. А на троллейбус или трамвай – 16 рублей. Разница невелика, а качество услуг и скорость движения – очень различаются.

Не так давно, администрацией Томска был инициирован проект по вычислению пассажиропотока на маршрутных автобусах города, стоивший баснословных средств. Да-да, это когда молодые ребята встречали нас на остановках, давали билетик и просили отдать его таким же активистам на выходе из автобуса. В итоге по данным этой статистики сделали приблизительный анализ пассажиропотока и убыточных маршрутов. Вот только маршрутный транспорт у нас не муниципальный. Отсюда вопрос - неужели городским властям не пришло в голову сделать такую же манипуляцию для ТТУ, которые находятся в ведениии и на субсидиях городам, а не дублировать маршруты для тех же троллейбусов? Или же кошмарить частников и выжимать их из маршрутного бизнеса более благородное занятие?

Томские трамваи, хотя и имеют уникальные маршруты, по которым не ходят автобусы – также оставляют желать лучшего.

Попробуйте прокатиться в Томским трамваях, часть из которых повидала мамонтов живьем, а часть из которых списана из московкого Мосгортранса и благословлена самим Лужковым. Гарантируем, что через 1-2 часа поездки каждый сможет ощутить себя настоящим моряком из-за дикой качки и слегка оглохнет – ведь уровень шума зашкаливает.

 «В 2017 году доходы у нас составили 502 миллиона: 272 миллиона — собственные средства, 250 миллионов — субсидии. А расходы составили 573 миллиона. Три основные статьи расходов: зарплаты, электроэнергия и обслуживание контактной сети — составляют 430 миллионов. Собственных средств и субсидий не хватает. Причем индексация зарплаты в эти цифры не входит» - убеждена  начальник планово-экономического отдела ТТУ Надежда Черемухина . Примечательно, что субсидии внесены в разряд «доходов». И в 2018 году субсидий вновь будет выделено на 255 млн рублей. Куда они пойдут – неизвестно. Кризис продолжается.

Остается вопрос – кризис реальный, или созданный в головах у руководства, привыкшего считать своим доходом субсидии и причитать о том, что нужно больше денег?

 «Где деньги, Лебовски?» или взгляд снизу.

Наши журналисты решили не ограничиваться внешним обзором ситуации и  взяли интервью у сотрудников предприятия. Тех самых, которые в начале года писали открытое письмо. Тех самых, которые обвинили местных чиновников и депутатов в уничтожении муниципального перевозчика. Эти люди критикуют решения мэрии, касающиеся городских перевозок, а нынешних руководителей компании называют "свадебными генералами". Они уверены, что ситуация с электротранспортом в городе критическая, и требуют собрать комиссию по выводу перевозчика из финансового кризиса. Свои подписи под обращением оставили почти 150 человек.

Проблем, о которых молчит начальство - непочатый край. Зарплаты снижают, хотя их среднегодовой размер и так составляет 16-17 тысяч рублей, хотя в отчетах пишут о зарплатах в мифических  30 тысяч рублей. Видимо это при работе круглосуточно и без выходных. А если и повышают зарплату, то… снижают на этот % премиальные. Впрочем, такого не было уже 2 года – именно столько не индексировались зарплаты работников. Отсюда образуется стремительная текучка сотрудников – новенькие не задерживаются больше двух месяцев – и когда получают первую зарплату, хватают нги в руки и бегут с тонущего трамвайно-троллейбусного корабля. В частные перевозки или в такси, где и оплата стабильная и график свободный. 

Кстати, о работе. Ярким показателем адекватности руководства является алогичность – например, если троллейбус ломается на линии, то время, которое он простаивает – не оплачивается персоналу. Хотя всем очевидно, что вины сотрудников тут самая малая толика.

Профсоюз, который должен отстаивать работников проявляет полную «импотенцию». Сотрудники вынуждены из своих кошельков оплачивать мыло, туалетную бумагу, воду в кулере и все, что априори должно быть предоставлено работникам.

Кроме того, чистота салона и обслуживание транспорта – забота, возложенная на экипаж. Вот только тряпки и мыльные принадлежности водитель и кондуктор должны найти сами. Самообслуживание, так сказать.

Позиция начальства, со слов сотрудников, аналогично губернаторской – «В Томске работы много. Не нравится у нас – увольняйтесь».

 

«Мы считаем, что необходимо сменить руководство и сформировать полноценную стратегию вывода из кризиса ТТУ – сменить маршруты, довести до ума подвижный состав и начать относиться к персоналу, как к части предприятия, а не как к людям, требующим только зарплаты. Уверен, что грамотное руководство ТТУ не только снизит напряженность вокруг сложившейся ситуации, но и в перспективе 3-5 лет выведет предприятие из критичной ситуации.» – отразил позицию ЛДПР координатор Томского РО Ворошилин Юрий.

В целом, вся история с Томским ТТУ выглядит более чем неприглядно. И дело не в убыточности и не в малых дотациях. Дело в том, что рыба гниет с головы. И вместо того, чтобы в очередной раз протягивать руку за подачкой от города, давно пора начать адекватно относиться к своей работе. Адекватно относиться к сотрудникам, следить за подвижным составом, формировать маршруты, которые будут приносить доход. Ведь для того, чтобы разрушить предприятие – большого ума не нужно.